РЕЦЕНЗИИ на альбом "Продано!"


Янку Дягилеву всегда сравнивали с Дженис Джоплин и (что ближе к истине) с Патти Смит. Она появилась на рок-сцене в конце 80-х со своей группой "Великие Октябри", потом выступала с Егором Летовым. Умерла в 1991. "Она была как оголенный нерв", - так о ней говорили. Панк-фолк-рок-бард - этим сложным словопостроением рок-журналы определяют Янкин стиль. Насколько точным является это определение? Ее песни, уводящие во мрак отчаяния, кажутся панковскими лишь потому, что беспросветность в ее голосе напоминает о любимом панками лозунге "No Future". В ее пении слышатся фолк-мотивы - но это лишь из-за искренности, порой чрезмерной, даже невыносимой. Бард? Да, но лишь потому, что она гораздо привычнее звучит в акустике - кажется, лишь акустика может передать все смысловые оттенки ее песен. Но все это - стопроцентный рок. Тот его пугающий вариант, когда смерть музыканта становится логическим финалом его творчества.
"Эта поэзия названа "рок", но она имеет мало общего с тем, западным, который умеет блевать и плевать, но не умеет плакать. Ему нечего оплакивать, потому что они не имели того, что мы потеряли", - сказал Гребенщиков. Янку мы потеряли. Альбомы остались.

1999-03-06, Ксения РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ( ЗВУКИ.РУ )


Песни удивительной силы, красоты и чистоты. Запись, сделанная Сергеем Фирсовым, вполне вероятно, - наиболее удачная по саунду и по настрою, - насколько это вообще возможно в применении к андерграунду, - из всех, что нам оставила эта удивительная девушка. Композиции из двух различных программ Янки не кажутся вырванными из контекста, благодаря, в основном, особой значимости каждой из них для всех тех, кто помнит и любит ее. Отличная подборка, прекрасно изданная и составленная. И актуальная для каждого из нас, пускай кто-то полагает, что за последние годы в нашей стране одна эпоха уже окончательно сменила другую, прежнюю. С прошествием времени становится все очевиднее, что песни Янки - вовсе не политические злободневники, а нечто большее.

1999-02-19, Manchester Files Press


Какую же нечеловеческую благодарность нужно высказать Сергею Фирсову, главному СНГешному магнитоальбомному архивариусу, сохранившему для нас работы легенд русского рока!.. Янка выросла из тех же корней, что и Башлачев, только Александр прибегал в своем творчестве преимущественно к крупным формам подачи песен в отличие от коротких "выстрелов" Дягилевой. По музыкальному же воплощению и идейной направленности своих стихотворений она - это несомненно Летов в юбке, чье влияние на нее не ограничилось тем, что Яна стала соратницей Егора по одному из разновидностей рока, а оказалось в конце концов, увы, роковым... Песни (точнее, стихи, ибо мелодики здесь никакой нет) Дягилевой красивы, красивы в своем безрассудстве, диком созвучии поставленного голоса, который, услышав однажды, уже ни с каким другим не спутаешь, и той убежденности в отрицании всего и вся. Они об абсолютном неверии в лучшее, о неизбежной фатальности скорой смерти - упадничество наивысшей пробы, упадничество агрессивное и завлекающее. В них неприятие окружающего мира - позиция, имеющая право на жизнь, но лишь тогда, когда за ней следует вывод: несмотря ни на что, жить-то надо! Если не можешь изменить что-то вокруг себя, работай над своим внутренним "я", и тогда ты изменишься для других людей и им будет легче... Ее крик о том, что ничего хорошего на этой земле нас не ждет, логичен, но чувствовать себя слабым гораздо легче, чем стать сильней. Не за счет кого-то, а таща за собой слабых. Слушайте Янку, веря, слушайте, черпая крохи света, которые изредка, но проглянут посреди "в тихий омут буйной головой" ("На черный день"), "нас поведут на убой" ("Особый резон"), "как мне х..." и "продана смерть моя" ("Продано")... "Гори, гори ясно!", "По трамвайным рельсам", "Я стервенею", "Полкоролевства", "Мы по колено"... Попробуйте что-то сделать.

Олег Климов. Музыкальная газета (Минск), 21.1998, предоставлен "MEDUSA"


Питерская фирма «Manchester» в серии "Архив русского рок-н-ролла" выпустила две кассеты одной из самых ярких и в то же время самой малоизвестной широкой публике звезды русского рока - Янки Дягилевой.
Это два альбома "Продано" и "Домой", акустический и электрический соответственно. Материал на обеих кассетах процентов на 40 совпадает, различаясь, как уже сказано, лишь способом исполнения. Таким образом поставлена точка в увековечивании самого романтического, героического и - самое главное - талантливого периода развития русского рока ( 85-90 года ) когда он, еще не выйдя полностью из подполья, но уже врастая своим авангардом ( главным образом - Питерским ) в масс - культуру, достиг самых головокружительных творческих высот. А все что было потом – это просто шоу - бизнес.

И нынешние рок звезды - "Наутилус", "Аквариум", "Алиса", "ДДТ", "чАЙФ", "Агата Кристи", Сукачев и прочие герои телеэкрана в этом нашем шоу-бизе довольно неплохо себя чувствуют. И даже время от времени вместе с Шуфутинским и Наташей Королевой призывают голосовать, чтобы не проиграть.

Самые талантливые либо ушли в тень ( Мамонов, Шумов, Агузарова ), либо стали абсолютно другими, практически родившись заново ( Калинов мост), либо погибли ( Башлачев, Цой, Майк, и Янка ).
"Король и Королева" русского андеграунда - это, безусловно Башлачев и Янка. Он - поэт, она - чистый крик, искренность за гранью дозволенного, сама боль. И то и другое по древней русской традиции всегда заканчивается суицидом и молчанием толпы. И герои 80-х в этом смысле не исключение. (…)

Кстати, тот же “Manchester” выпустил и кассету самого близкого Янке человека, Егора Летова – Русский Прорыв В Ленинграде.

Из статьи «На последнем дыхании», Красноярский Комковец. №40 от 9 октября 1996 г.  

По материалам прессы подготовил: Дмитрий Никитинский

 


Продано Manchester Files (MC)

О Янке Дягилевой написано пока совсем немного. Преобладают определения типа «песни-плачи», «бабья песня Башлачева» и т.п. У нее это все есть, но практика «сравнительного анализа» не позволяет в должной степени оценить песни. Может быть, потому, что биографически Янка накрепко «привязана» к новосибирскому рок-движению, к панкам, к Егору Летову, а может быть, просто из-за невнимательного отношения к «оригинальным творческим формам» Создается впечатление, что Янка лихорадочно искала оптимальное средство самовыражения. Ее законченная программа (одна единственная, по сути дела) переписывалась несколько раз содержание «альбомов» во многом совпадает. Перед вами одна из версии: акустика, записанная на домашней студии Сергея Фирсова в 1989 году. Здесь спеты практически все песни, вошедшие в основные электрические альбомы "Ангедонию" и "Домой!"

Александр Полищук «FUZZ» , Санкт-Петербург, 28/95г.


Продано! (МС)

Еще один исторический артефакт, доподлинную атмосферу которого нам, похоже, так никогда и не удастся восстановить. По отзывам очевидцев, тогда что-то носилось в воздухе - и хотя Янкины «песни-плачи, песни-исповеди» не звучали еще с той мучительной болью, которой будут пронизаны ее последние записи, концерты того времени, осени 1988-го, остались для многих самым сильным впечатлением от голоса и эмоционального накала песен Янки Дягилевой. Запись 1989 года сделана как послесловие к серии питерских квартирников, и теперь, когда ее сможет услышать каждый, эти 19 песен, возможно, зазвучат по-новому и сотрут устоявшееся, но, как представляется, не совсем верное представление о том, кем была Янка для российского рок-н-ролла.

А. Ковжун «FUZZ» , Санкт-Петербург, 27/95 г.


Домой!

Записан в январе 1989 года у Фирика дома. Янка – вокал и акустическая гитара, я – электрическая гитара (да и то не везде). Запись предназначалась, как и мои вышеупомянутый альбомчик*, для переправки во Францию и распространения там среди русской эмиграции, что с успехом и произошло. Название записи дал, кажется, Фирик, чем внес крайнюю путаницу, так как у Янки, как известно, есть одноименный «оригинальный» электрический альбом. Правда, в то время, когда предпринимался фирсовский альбом, он только планировался, но все же...

 

*Русское Поле Экспериментов

 

Е. Летов. «Гроб»-хроники. «Контр’Культ’Ура» №3/1991

 


 

ЯНКА : Sold Out!

Yanka Dyagileva (died 1991) was always compared to Janis Joplin and (this comparison seems more accurate) with Patty Smith. Punk-folk-rock-bard, that's how russian rock-magazines define her style. Her dark and despair songs seem to be close to punk just because the desperation in her voice is endless (No Future - eternal punk slogan). She seems to be close to folk just because her sincerity is unbearable. She seems to be close to bard-music just because some of her songs exist only in acoustic versions. But - yes, that's what can be called rock. That frightening version if it when musician's death becomes a logical finale of his music. 'This poetry is called 'rock', but it has little in common with western rock that knows how to spit and to vomit but cannot cry' (Grebenshikov).

Yanka appeared on the rock-scene in the end of the 80-s, with her band 'The Great Ocrobers'. She was born in Siberia, the third center of russian rock (if we accept Moscow and Piter as two other russian rock-capitals). 'She was a naked nerve' - someone said about her.

Recorded at Yanka's concert in 1989 by Sergey Firsov, this release contains songs from other Yanka's albums - 'Not Allowed', 'Home!' and 'Angedonia'. Egor Letov, another famous russian punk ('Grazhdanskaya Oborona'), participated in this recording.

6.03.1999, Ксения РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ( ЗВУКИ.РУ )


ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД