Солдатский сон, CD, 2000,  Хроника пикирующего бомбардировщика


Из книги "100 магнитоальбомов русского рока":

Солдатский сон, CD, 2000

(...) Материал "Солдатского Сна" базировался на солдатских песнях, взятых из дембельского альбома. В записи помимо основных творцов "Коммунизма" участвовал гитарист и вокалист Игорь "Джефф" Жевтун ("Гражданская Оборона", Янка).

 

Хроника пикирующего бомбардировщика

(...) В январе 1990 был завершен альбом "Хроника Пикирующего Бомбардировщика" - своеобразное подведение итогов двухлетней деятельности проекта. В него вошла архивная запись американской народной песни "The Birds of Paradise" в исполнении Дмитрия Селиванова (гитарист "Г.О.", покончивший с собой 22 апреля 1989); Яна Дягилева спела на альбоме (вместе с Анной "Нюрычем" Волковой) "Нюркину Песню", народную песню "Сад" и композицию Михаила Танича "Белый Свет". Последняя была аранжирована в стиле вокально-инструментального ансамбля, исполняющего "белый танец" на выпускном вечерев школе. В качестве электрооргана здесь использовался однооктавный детский синтезатор "Соловушка", прозванный музыканами "расческой". "Мы не играли на всяких современных "Ямахах" потому, что, несмотря на их якобы богатую окраску, они имеют характерный неживой звук, - вспоминает Летов. - А используемые в 60-х годах инструменты были живыми и даже электроорганы имели очеловеченное звучание".

 

...Практически полное отсутствие инструментов - в полной тишине происходит раскаяние, публичное распятие самого себя под отдаленный звон церковных колоколов: "Я разбил себе вдребезги лоб величавые достоинства мстительной памяти/Ненароком наблюдая/Как в мясной избушке помирала  душа". Когда эта композиция наконец-то была зафиксирована  на пленку, а альбом - окончательно смикширован,  участники проекта решили его не тиражировать. Замораживание "Хроники", по-видимому, обуславливалось желанием Летова избежать очередных обвинений в суицидальной тематике. Второй вероятной причиной являлось разочарование Летова, вызванное примитивной реакцией большинства слушателей на опусы "Гражданской обороны". Возможно, именно в тот момент Летов вспомнил почитаемое им Евангелие от Фомы: "Не давайте того, что свято, собакам - дабы они не бросили это в навоз". Но судьба распорядилась по-иному. Так случилось, что  "утечка информации" была достаточно велика, и альбом начал распространяться стихийно, помимо воли его создателей. Несмотря на то, что тот же Кузя Уо считал "Хронику" "очень цельным альбомом", из которого "нельзя выбросить ничего лишнего", Летов со временем прозаично разорвал эту работу "на куски". Часть композиций была опубликована в рамках его нового проекта "Егор и оп...еневшие" (на альбомах "Прыг-скок" и "Сто лет одиночества"), "Нюркина песня" вошла в посмертный альбом Янки "Стыд и срам", а несколько номеров попали в "коммунистический" кассетный сборник "Благодать. Часть IV".  Непосредственно сам альбом "Хроника пикирующего бомбардировщика", который тот же Летов считал "наивысшим достижением "Коммунизма", в первоначальном виде переиздан так и не был. *

 

Александр Кушнир. из книги "100 магнитоальбомов

русского рока", 1999

 

* Альбом был издан «Хор-рекордз» на CD и MC в 2002 г.

 

 

Из: «Обзор CD»:

КОММУНИЗМ – Хроника Пикирующего Бомбардировщика /vol. 14/

 

Записан – 1989-1990, издан – 2001 (Студия «Хор») Продолжительность звучания – 50 минут 13 секунд. Общее количество аудиотреков – 16.

 

Наконец-то на CD вышла одна из наиболее известных записей легендарного панк-проекта КОММУНИЗМ – «Хроника Пикирующего Бомбардировщика». Отдельно представлять музыкантов этой группы не требуется – в КОММУНИЗМЕ переиграли практически все музыканты ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ:

Егор Летов – вокал, электрическая и акустическая гитары, металлофон, ударные, бас, подпевки;

Кузя Уо – вокал, электрическая и акустическая гитары, бас, смычок, кольцо, металлофон (10);

Янка (Яна Дягилева) – вокал, акустическая гитара, металлофон (7, 15, 16);

Нюрыч (Анна Волкова) – вокал (9,13);

Жевтуней (Игорь Жевтун) – акустическая гитара, синтезатор «Соловушка» (7);

Сергей Зеленский – бас, тарелки, колокольчик (15), металлофон, электрическая гитара;

а также:

Дмитрий Селиванов – вокал и акустическая гитара (3);

Аркадий Климкин – ударные (8);

Евгений Лищенкобонги (3)

Группа КОММУНИЗМ возникла в 1988 году в результате экспериментов с полузабытым музукальным и художественным материалом времен соцреализма. Сами музыканты называли этот проект «коммунизм-артом». На 14-ти альбомах (плюс vol. 15 – сборник лучших вещей) Егор & Co использовали всевозможные средства, чтобы донести до слушателя свое видение того времени. Вот лишь некоторые примеры: использование текстов и высказываний советских «деятелей культуры» («Народоведение»), коллажи из воспоминаний о Ленине («Лениниана»), дворовые песни, спетые на музыку групп THE BEATLES и THE SHOCKING BLUE («Лет Ит Би») и многое другое. Но верхом их творчества явился, несомненно, альбом «Хроника Пикирующего Бомбардировщика», который стал логическим завершением этого проекта.

Открывает диск песня из одноименного фильма, «Туман», которая задает тон всему альбому:

...Идут бои без нас, но за нами нет вины –

Мы к земле прикованы туманом

Воздушные рабочие войны...

Удачно вписался в концепцию альбома фрагмент вечеринки 1987-го года, где Дмитрий Селиванов (один из основателей группы КАЛИНОВ МОСТ, игравший непродолжительное время в ГО) проникновенно поет американскую народную песню «The Birds Of Paradise», словно предчувствуя свою скорую гибель:

...Nothing is real for the skies

Said the birds of paradise...

Flying home, flying home

From the world that was made of stone...

Янка спела для альбома самую свою лирическую «Нюркину Песню» (вошедшую потом в ее посмертный альбом «Стыд И Срам»), народную «Сад» и аранжированную под ВИА конца 60-х годов песню Фельцмана-Танича-Шаферана «Белый Свет». Помимо всевозможных кавер-версий в «Хронику...» вошло несколько оригинальных композиций Летова, сыгранных в стандартной панк-роковой манере ГО («Иваново Детство», «Маленький Принц Возвращался Домой», «Говна-Пирога»). Оригинальной получилась «Повесть О Настоящем Человеке», в которой на небольшой фрагмент из книги Бориса Полевого был наложен закольцованный психоделический хаос из всевозможных студийных трюков (например, пущенная наоборот бас-гитара, на которой Кузя Уо играет смычком, и т. д.). Но вершиной альбома явилась пронзительная «Как В Мясной Избушке Помирала Душа», которая, наряду с такими песнями как «Прыг-Скок», «Все Идет По Плану» etc., входит в «золотой фонд» Егора Летова.

Записанный и сведенный в 1990 году в «ГрОб-студии» альбом по звуку является типичным продуктом ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ – та же бытовая аппаратура, тот же «фирменный» звук гитары (перегруз при записи), та же нехватка низких частот. Но, в отличие от первых виниловых пластинок с записями ГО, выходивших в начале 90-х годов, этот диск был тщательно отреставрирован старшим братом Егора Летова, Сергеем – известным джазовым саксофонистом, переигравшим в свое время со многими рок-музыкантами (например, группа ДДТ – альбом «Время»). Что касается обложки, то и она является абсолютно «ГрОбовской» и представляет собой коллажи Е. Летова сотоварищи, за исключением разворота, автором которого является Сергей Летов.

Подводя итоги, можно сказать, что «Хроника Пикирующего Бомбардировщика» – это, пожалуй, самый лучший, на наш взгляд, альбом КОММУНИЗМА и один из лучших, записанных когда-либо Егором Летовым. Очень символично, что он выходит сейчас, когда возвращена музыка Александрова, а флаг вооруженных сил резко покраснел.

Лучший трек альбома – #15 («Как В Мясной Избушке Помирала Душа»).

запись – ****

сведение – *****

оформление – ****

содержание – *****

 

Алексей Карамышев, Сергей Ситников

03.05.2002

 


ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД