Янка Дягилева: «Печаль моя светла»


Трагическая судьба талантливого человека всегда привлекает внимание. И получается, что некоторых людей вспоминают в первую очередь по обстоятельствам их загадочной смерти, а не по тому, как они жили и творили. И Янка Дягилева среди них. Пишут о ней все больше весной, потому что в мае 1991 года ее тело нашли в реке под Новосибирском, официальная версия – самоубийство.

К нам приходят письма с просьбой «напишите о Янке». Но нам бы не хотелось писать очередной слезливый некролог. Самое главное – ее песни. Сейчас найти записи Янки Дягилевой не составит особого труда.

«Коммерчески успешно принародно подыхать,

О камни разбивать фотогеничное лицо

Просить по-человечески, заглядывать в глаза

Добрым прохожим».

(«Продано», 1989)

«Если мы успеем, мы продолжим путь

Ползком по шпалам,

Ты увидишь небо,

Я увижу землю на твоих подошвах».

(«По Трамвайным Рельсам», 1988)

Глава о ее творчестве появилась даже в новой «Энциклопедии для детей», в томе о русской литературе ХХ века. И все же у нас появилась прекрасная возможность выполнить ваши пожелания. Совсем недавно вышла уникальная книга «Янка», сделанная питерцами: рок-журналисткой Екатериной Борисовой (FUZZ) и музыкантом Яковом Соколовым.

Это не традиционная биография. Книга состоит из пяти частей: неопубликованные стихи, прижизненные публикации из официальной прессы и самиздата, посмертные публикации, воспоминания людей, знавших Янку, и иллюстрированная полная дискография. Множество фотографий: детские, тусовочные, концертные, редкие и не очень. Множество субъективных взглядов помогают приблизить объективную картину.

Мы решили напечатать несколько цитат из книги. Может быть, это позволит лучше понять Янку и ее творчество.

 

«Я согласен с рыцарями Янки, что о ней надо писать особо и осторожно. Как о ранимом подснежнике. И все же эта Джоплин сибирского пост-панка одних пригвоздила к месту, других сорвала с него. Тянуло к самой колонке, впитать все до капли, чтобы потом, в автобусе на Москву вспомнить, о чем песня: леший, девушка, бегство, смятение, горечь, победа? Нет, не то. «Я не люблю интервью, не наговариваю и не публикую стихи, только пою их», – скажет Янка потом. Подснежнику едино, кто его раздавит, белка или медведь. Янкин имидж, Янкин говорок («Эй, чо у меня с монитором такоя?»), расшитая лямка поверх дождя волос – это уже и не музыка, а что-то от нашего несостоявшегося «я».

«Red Rose», 1990.

 

«Но как-то так получалось, что не выходило у нее это вот женское счастье. Хотя Янка детей очень любила. Когда ей было лет одиннадцать, все в детский садик играла. Может быть, слишком уж много она провела в этой мужской компании. У нее, кстати, была бабушка, и Янка у нее переняла это: «Я пошёл, я сделал». Наверное, это наложило какой-то отпечаток. Еще и бытовое неустройство.

В конце 90-го начались какие-то раздраи – я не знаю всех тонкостей. Есть ли такое выражение «творческий тупик»? Может быть, все шло у нее от этого или надо было избирать какую-то другую форму подачи себя. Плюс эта вселенская любовь ко всем, «как бы сделать, чтоб всем было хорошо» – это ее стандартная фраза. Она всегда любила кошечек, собачек, все это тащила в дом…»

Станислав Иванович Дягилев, отец

 

«До встречи с Башлачевым она писала всякие глупости – единственное, что известного осталось, – «Я повторяю десять раз и снова, никто не знает, как же мне х...во» («Печаль Моя Светла») – это ее хит 85-го года. А «Нюркина Песня» просто очень возникла: она приехала ко мне. А я, как нормальный человек, с нормальной женской судьбой, как всегда, страдающая от непонятной любви, начала ей жаловаться на то, что все не так и не эдак. Она бедная, ходила-ходила, ей так хотелось мне помочь, – она взяла и песню написала».

Анна «Нюрыч» Волкова, подруга

 

«Все думают, что это был такой серьезный человек, трагический, что она с собой покончила. А она и не собиралась, она вообще собиралась альбом писать. Это был веселейший человек, веселее всех нас вместе взятых. Понимаете?»

Егор Летов

 

Яна Станиславовна Дягилева родилась 4 сентября 1966 года в Новосибирске. Ее мама Галина Дементьевна умерла в 1986 году, Яна с отцом Станиславом Ивановичем тяжело переживали. Первым человеком, повлиявшим на Янку, был рок-бард Александр Башлачев, с которым она познакомилась осенью 1985 или 1986 года. Вторым человеком, повлиявшим на Янку, был Егор Летов, они познакомились в 1987 году и вскоре стали друзьями, «соратниками» в панк-экстремистской борьбе ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, какое-то время жили вместе. Янка выступала на фестивалях и концертах в одной связке с Егором Летовым, пыталась играть на басу в ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ. Ее собственный проект назывался ВЕЛИКИЕ ОКТЯБРИ.

Янка записала шесть альбомов: «Не Положено» (1987), «Деклассированным Элементам» (1988), «Домой» (1989), «Ангедония» (1989), и акустические «Домой/Продано» (1989), «Стыд И срам» (1991). Сейчас почти все они реставрированы и изданы, плюс изданы концертные записи и даже видео.

После выступлений с ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ на концертах памяти Александра Башлачева в феврале 1990 года в Москве и Питере Янка вернулась домой. У нее прогрессировала депрессия.

Она пропала 9 мая 1991 года. Ушла вечером с дачи в пригороде Новосибирска. Яну нашли 17 мая в реке Иня и похоронили на городском кладбище рядом со сводным братом, погибшем за три недели до нее.

Книга «Придет Вода», вышедшая два года назад, является первым неполным изданием материалов, вошедших в книгу «Янка».

 

Татьяна Хрипкина

«Новое Дело» (Нижний Новгород) 14-20.12.2001

 


ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД