Пелагея и Светлана Хановы, кавер на «Нюркину песню»


– Вот ваша знаменитая землячка Яна Дягилева, которая покончила с собой 13 лет назад…

– Это мамина подруга. И я ее очень хорошо помню. Мы виделись, может быть, раза два. Я была маленькая. Вообще, то, что она пела… Я могу сказать, что вот Егор Летов и вся эта тусовка «Гражданской обороны» мне не нравится. Это уже было. Я не знаю, мне кажется, что сейчас, если бы была жива Дягилева, она была бы другая.

http://zyryane.ru/articles/page-260.html

 

Из: «Держаться корней»

«FUZZ»: Не могу не спросить, а каково отношение к твоей землячке, Яне Дягилевой?

Пелагея: Моя мама была ее близкой подругой, и у меня к Яне, скорее, личное отношение... Я плохо ее помню. Я была совсем маленькой, – она со мной книжки читала... То, что она делала, вызывает уважение огромное, но я не могу смотреть на это... адекватно. В силу, опять же, личностных каких-то моментов.

Александр Полищук
FUZZ №8/2004

 

 

Из "Девушкины Песни"

 

Много раз, и в частных разговорах, и в интервью, Пелагея говорила, что ее первый альбом - своего рода компиляция, сборник лучших песен, артефакт, содержание которого не дает представления о том, чем на самом деле занята ее группа. Таким образом, новая работа - своего рода дебют. Первый полноценный студийный альбом коллектива.

 

Пелагея: Для меня это очень важная работа. С выходом этого альбома наконец-то перестает существовать артист Пелагея и возникает группа ПЕЛАГЕЯ. Мы ведь давно уже работаем как группа, а люди все по-прежнему воспринимают ПЕЛАГЕЮ как одну поющую девушку...

Альбом называется "Девушкины Песни". Название говорит само за себя, - все песни спеты от лица девушки. Про несчастную любовь и про счастливую, и про непонятную, и про ожидание любви... ну, девушкины песни, и все. При этом звучит все достаточно жестко, если не брутально. Правильно! Песни - девушки, а писали-то и мужики!!

FUZZ: Долго записывали альбом?

Пелагея: Два месяца. Записывали в студии "На Таганке" у Андрея Старкова, а сводили и на Таганке, и на студии А. Пастернака (Соня Кругликова). Но большей частью на "Мосфильме", звукорежиссер - Владимир Овчинников. Он же и мастеринг делает. Очень серьезно работали. Все аранжировки делал Паша Дешура и наша мама, Светлана Ханова. Может быть, потому это гитарно-вокальный альбом. Там такие штуки: например, в одной песне 40 треков. То есть понятно - барабаны, бас, перкуссия, а все остальное - гитары и вокалы.

Все песни, которые мы планировали, в альбом не вошли. Поэтому, наверное, будет еще одна пластинка, такая... ближе к world music, с песнями на разных языках. А потом акустическая-романсовая...или наоборот.

FUZZ: Кто участвовал в записи?

Пелагея: А Паша в основном и писал - не только гитарные партии, и всякие FX (звуки), но и некоторые басовые. И наша ритм-секция - Дима Зеленский (барабаны) и Артур Серовский (перкуссия). Часть басовых партий - Дмитрий Симонов (МАЛЯРИЯ). Всё. Ну, и все вокалы - это я. Практически своими силами все сделали.

FUZZ: Вы уже примерно год наигрываете эту программу...

Пелагея: Да, почти все песни - кроме двух-трех - мы уже давно играем на концертах. Возили программу по России, по Прибалтике. Были сольные концерты в Москве (МХАТ), в Питере ("Октябрьский") и впереди большой тур по Прибалтике, - там тоже самые большие залы. Несколько раз играли за границей, на фестивалях. В Испании, Греции, во Франции, в Лондоне - на Трафальгарской площади, и даже в Альберт Холле!

 

Нюркина Песня

Единственная авторская песня на альбоме. Написала ее Янка Дягилева. Выбор этой песни был обусловлен многими причинами, начиная с личных и заканчивая тем, что, как нам кажется, эта самая женственная из Янкиных песен. Более того, это вообще одна из самых женственных песен в нашей рок-музыке. Поэтому она очень органично вошла в наш альбом.

FUZZ: Исполнение тобой этой песни в телеэфире вызвало множество весьма противоречивых отзывов...

Пелагея: Да. Много разного мы услышали. Ну, пусть говорят. Почему бы и нет? Вопросы со стороны поклонников Яниного творчества, поклонников ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ были вызваны тем, что песня сделана не в контексте творчества Яны Дягилевой, а в контексте творчества ПЕЛАГЕИ. Мы ее сделали без обычного для Янки протеста, надрыва. Она так у нас получилась: не песня, а светлая грусть. Грустная, красивая, женская... И с оптимизмом в финале!

 

Александр ПОЛИЩУК

 

Светлана Ханова (Новосибирск-Москва)

From: Sveta Khanova

To: Игорь А. Дружинин*

Попробую сформулировать свое интуитивное отношение к просьбе авторов книги. Во-первых, «участие в воспоминаниях» идет в совершенном разрезе с моими принципами. То есть моё участие. О ком бы то ни было. Это из той же серии, что не давать интервью и не ходить на съемки. В частной беседе я могу что-то рассказать, – тут нет никакого табу (в этом для меня феномен форума, – я могу писать все, что угодно). Но когда этот рассказ отправляется к массовому зрителю-читателю, начинается вранье и вынужденное позерство. Буквально вчера в очередной раз отказала центральному каналу в участии в ток-шоу на тему типа «родители одаренных детей, посвятившие им свою жизнь» или что-то в этом роде. Они так и не поняли – обиделись. Вам, человеку, привыкшему писать статьи, наверное, тоже будет не очень понятно. Есть в этом что-то нехорошее (для меня), нескромное – не то слово. А – лживое, лицемерное. Даже если – ни слова вранья. Сама постановка меня в позу глаголющей, рассказывающей, делящейся – вызывает во мне ощущение постановки, сценария. И не потому, что я не приемлю чужого сценария (хотя вру, – и поэтому тоже), но еще и потому, что везде все уже задано. И, хочу я или нет, – придется подыгрывать этой теме, а значит, лишаться возможности говорить только то, что ты считаешь нужным. Я бы вот с удовольствием, может, рассказала, какие у меня с Полей были годик назад проблемы, какие скандалы иногда у нас возникают... но ведь не это им нужно.

Так и с книгой. Я – не тот персонаж, который им нужен. Рассказывать практически нечего. Все, что у меня в памяти – обрывки картинок, которые, если связывать текстом, да еще литературным, – потеряются и из памяти, и из текста. Похоже это на воспоминание: утром после бессонной ночи с коньяком, я, исполнив «арию Риголетто» в сортире, захожу в комнату с мыслью: «Интересно, Янке так же сейчас плохо?», и вижу двух девочек, сидящих на полу, – Янку и трехлетнюю Полю. Они читают про хоббитов... Это – просто картинка, если делать ее доступной всем, – описывать надо по-другому, а значит, врать.

Про похороны – вспоминать не хочется, да и, кроме мерзкого Егора и бесконечных моих объяснений, что надо хоронить «по-человечески», заказать отпевание в церкви, беганья по магазинам за тканями и шитья подвенечного скромного наряда, – не помню практически ничего. Какие-то ненавидящие взгляды на кладбище (я не из тусовки, и многие понять не могли, – это-то кто тут плачет?), поездка на автобусе с кладбища, и их разговоры о чем-то, как мне тогда казалось, до неприличия не вяжущемся с событием...

Есть еще теперь для меня ненавистная писательница Агата Кристи. Я читала ее, живя тогда с Полей на даче. Янка утонула на несколько километров выше по течению, а нашли ее ниже. Дача у нас стоит на самом берегу Ини... Плыла мимо меня, а я детективы почитывала, чтобы не думать и не чувствовать...

Есть еще розовая кофта, в которой я была сфотографирована на паспорт, потом она была подарена Янке (стирать шмотки как-то приехала, надела мою, и очень она ей понравилась), в ней ее и нашли, в ней ее и опознавали...

У нас с ней дружба только начиналась. Такая бабья, хорошая дружба, – ей этого очень хотелось, чтоб как «у обычных людей». Когда она приехала ко мне, – я ни одной ее песни не слышала, и ей это ужасно понравилось. Послушала только после смерти, и то – не сразу. Ну, за исключением «Нюркиной Песни» и «От Большого Ума», – это мы хором пели на кухне.

У Поли пока ее слушать не получается, – говорит, страшно очень. И мне страшно. Я ее такой, какая она в самых сильных песнях, не знала. Знала как девку, сильно надломленную болезнью и смертью матери, женскую душу, изношенную нездоровыми отношениями с талантливым, эгоистичным, рассудочным, равнодушным Егором, знала бабье стремление к уюту и теплу. Только начинала узнавать.

И книг про нее я не читала, не хочу. Для тех, кто ее знал, это вряд ли будет однозначно «про Янку». А те, кто не знал, – пусть слушают песни и читают стихи, – там все, что предназначалось «для всех». Мои воспоминания – это наше с ней, на двоих, и никого эти разговоры не касались, кроме нас, двух девок.

Какая теперь разница, – какая она была, да еще и в чьих-то воспоминаниях? Она сама не знала, – кто она, что она, зачем она, и чего ей действительно хочется. Как и все мы.

Я, честно говоря, немного жалею, что в форуме тогда с вами эту тему поддержала, ввела вас в заблуждение. Мне действительно, по большому счету, кроме того, что написала вам, вспоминать нечего. У нее было много знакомых, знающих ее гораздо ближе и дольше. И самая главная по воспоминаниям – Аня Волкова, теперь Владыкина, моя подружка до сих пор. Вот этот человек Янку любил по-настоящему, жалел, и заботился. В отличие от всех остальных. Ей так же неважно было Янкино творчество, гораздо важнее – она сама.

Честное слово, ничего добавить в книгу к сказанному я бы не смогла. Это никому не интересно, кроме меня, и может быть, Поли, когда она ее слушать начнет.

апрель 2004

 

From: Sveta Khanova

To: Игорь А. Дружинин

Здравствуйте, Игорь.

Не могу никак решиться... Все думаю, пытаюсь в себе разобраться. Всевозможные логические рассуждения за то, чтобы согласиться, но, вот, мешает что-то в душе, и все тут. Сегодня с Аней Волковой (Нюркой) долго разговаривали, – она говорит: «Не парься, напиши им. Твое воспоминание будет на многие непохоже. И Поля тут ни при чем. Люди цепляются за все, что хоть немного еще нового может добавить...» Я с ней, вроде, соглашаюсь, и помочь людям хочется, а вот останавливает что-то, и всё тут.

В Питере журналист из «FUZZ»’а передал нам брошюру о книге,[1] – я почитала все, что там было, – это все один определенный круг...

Ну, в общем, думаю я еще. Вернее, слушаю себя. Решила так: как-нибудь сяду и продолжу первое письмо к вам про Янку. Потом прочитаю, и если что-то мне скажет, – не надо, сотру. Вот и станет все ясно. Если сяду, опять же.

Сегодня Нюрыч рассказала странно-жутковатую историю про ту нашу ночь с коньяком, а я ее не помню. Вернее, помню, что что-то было метафизически ужасное, но это все расплылось и как-то спряталось за рассказом Янки о болезни и смерти мамы... Вот память-то удивительная штука, – подсовывает с годами нам то, что полегче помнить...

Передайте им привет от нас, они очень нужное дело делают, просто молодцы. У меня ни за что бы сил, терпения, веры не хватило бы на всю эту сложность. И пусть не обижаются на меня, если что. Уж больно это какой-то для меня тонкий момент, – сама себя не узнаю. Обычно все сразу понятно, – это хорошо, это плохо. Это мне нужно, это – лучше пусть без меня. Всю жизнь сразу рублю с плеча, чтобы потом не жалеть, что не сделала этого. А тут – другое.

Я теперь, с вашего того письма, каждый день с ней живу, и с тем временем. Странное ощущение, надо сказать. И уже без страха. Тогда-то она мне долго снилась, все звала куда-то, каких-то детей надо было смотреть... Пока муж меня в Питер не увез, весь этот кошмар длился.

Напишите мне сроки, когда уже думать будет поздно, ладно?

21.05.2004

 

From: Екатерина Борисова

To: Sveta Khanova

Здравствуйте, Светлана.

Игорь Дружинин переслал мне фрагмент вашего письма с таким содержанием: «У меня есть новости для авторов книги (не про мои «воспоминания»), дайте им мой адрес, пожалуйста, мы с ними побеседуем».

Я не смогла написать вам сразу, т. к. была в отъезде, но, надеюсь, эта задержка не фатальна.

С удовольствием побеседую с вами на любую тему. Мой соавтор по книге Яков Соколов на данном этапе устранился от проекта и его развития (что, естественно, не умаляет заслуг Якова в работе над книгой), так что я осталась в этом смысле за двоих. Поэтому пишите именно мне.

4.06.2004

 

From: Sveta Khanova

To: Екатерина Борисова

Здравствуйте, Екатерина.

Я также извинюсь за отсрочку – только приехала.

Но главное и, поверьте, слёзное мое извинение будет за другое, – никак не могу я решиться на так называемые «воспоминания» о Янке. Пишу «так называемые», потому что, действительно, у меня их настолько мало, и они так заросли тиной времени... Притом, что никогда изначально не были четкими по причине алкогольного состояния до неприличия немногочисленных встреч, и моего никому (и мне, в том числе) непонятного, какого-то патологического состояния во время похорон...

Встреч не просто мало, – их было всего две. Одна – на каком-то рок-фестивале в Чекалде (ДК Чкалова), куда привел меня Коля Гнедков (не помню зачем, вообще не помню, каким макаром я там оказалась, – я терпеть не могла эту пьяно-грязную тусовку, в которую на протяжении своей жизни попадала периодически). Выносило меня неоднократно оттуда сразу же, так как раздражало всё – от «шары» повсеместной (притом, что очень много было по-настоящему талантливых людей) до наркоты всех видов, употребляемой в немереном количестве.

Может, мне просто не везло, но каждый раз я натыкалась на какую-то грязь и нечистоплотность – притом, что мое представление о роке, как движении Искренности, Правды, было незыблемым. Это потом уже я посмотрела «Дорз» и, повзрослев окончательно, поняла, что не такое уж оно это всё... Может, еще и потому, что для меня были в то время доступны «тусовки» театральные, классических и джазовых музыкантов, а там и отношения между людьми выглядят по-другому, и к делу своему (к профессии) люди относятся серьезнее...

Пардон, сегодня уже 27 июня, я только продолжаю вам письмо. В общем, – так получилось, извините.

Я прекрасно понимаю, что для вашей работы нужно все, что только можно еще найти, но еще раз повторюсь: ничего особенного в моей жизни, связанного с Янкой, практически не было. После того, как мне написал Игорь Дружинин о вашей просьбе, я позвонила Ане Волковой (Нюрычу), которая нас, собственно и познакомила с Янкой во второй раз, – в первый так и не получилось, кажется. Гнедков, представив нас, расписывал мои достижения в вокальном искусстве, и влияние, которое я оказала на его жизнь и творчество, а Янка внимательно слушала и смотрела всё удивленнее. Потом – там же дурдом был, куча народу... Меня куда-то увели, и я её выступление просмотрела, – дальше общаться уже мне неудобно было, – вдруг спросит: «Как тебе мои песни?». Но я уже про нее что-то для себя черкнула в голове, – она как-то отдельно от всех выглядела – стеснительно-спокойная краска в поведении в этой ситуации не могла не запомниться. И потом, – я отчетливо помню своё любопытство, – совсем не красавица, вроде, но очень привлекательная почему-то, – за ней наблюдать хотелось. Какая-то завораживающая то ли грусть, то ли усталость, – загадочность, в общем, и главное, – другой, отличный от окружающих темпоритм...

Так вот, Аня (моя подруга теперь, – была свидетельницей у меня на свадьбе, с нынешним её мужем я их познакомила и т. д.) сказала мне, чтобы я обязательно вам написала, что мой аргумент о том, что я Янку мало знала, не катит, – так как за две наши встречи, по её мнению, мы сблизились с Яной гораздо больше, чем многие, знавшие её годами. Не знаю, я этого не чувствую, одно могу сказать: если бы всё разворачивалось по-другому, – мы с ней продолжали бы общаться. Так как контакт возник тут же – мгновенно. И симпатия взаимная.

Через некоторое время после того концерта в Чекалде мы уже были дружны с Анькой, и она мне что-то рассказывала про Янку. Мне уже хотелось с ней познакомиться по-новому. Однажды они позвонили, я была свободна, и они приехали вдвоем с целым ворохом шмоток (предлог был – в машине вещи постирать). И стали происходить странные вещи, – мы с Янычем общались просто «запоем», пили коньяк, пели песни, она рассказывала мне про маму, ее болезнь, смерть, плакали... Такое ощущение, что мы обе были где-то надолго изолированы, и прямо набросились друг на друга с откровениями... Её «вставила» моя жизнь, – я жила тогда одна в маленькой уютной квартирке с дочкой, вся жизнь какая-то была правильная, милая, подчиненная нужным и справедливым вещам – очень все по-женски, и только так как я хочу. При этом я преподавала в училище режиссуру и актерское мастерство, страшно любила своих студентов и занятия... Ей было удивительно, что, оказывается, женщина может построить по крупицам свою жизнь сама, без чужого вмешательства, и быть счастлива одна, не превращаясь в курицу, заниматься творчеством, реализовывать себя... Дословно уж и не помню, но эта тема была главной, – насколько я поняла, она очень впечатлилась такой моделью жизненной и примеряла её на себя.

Общение наше постепенно приобретало такой накал, что Анька запсиховала, то ли приревновав нас (это мы потом так с Яной решили), то ли это действительно странно выглядело. Но она просто хлопнула дверью со словами: «Вы посмотрите, что вы тут устроили – просто шабаш какой-то!» и ушла спать. На следующий день, встав с дикой головной болью, я подумала: «Интересно, Янка так же болеет?», зашла в комнату – и увидела их с маленькой Полей на полу, они читали Янкину книжку про хоббитов. Дальше уже был день ее общения с Полькой – они во что-то играли, я куда-то уходила... Вот, собственно, и все – всего двое суток у нас в гостях (вещи-то постирали, но сделала это Анька, Яна тут же «забила» на бытовуху). Уехала она в моей любимой розовой трикотажной кофте (с вечера её натянула, и очень она ей понравилась, – никогда, говорит, таких шмоток не носила. В этой кофте, говорят, ее и нашли...)

И вот еще что рассказала сейчас по телефону Анька: «А ты не помнишь, почему я от вас ушла?» – «Нет», говорю. – «Яныч сказала: «Девчонки, я тут песню одну написала, никому не пела еще, – как вам она?», и спела... После чего ты начала рыдать и умолять ее больше никому никогда эту песню не петь, что таких песен не должно быть в мире, на колени встала, в общем, мы все на коленях оказались...». Я этого почему-то не помню, – помню только, что разговор наш весь был похож на какое-то очень странное, почти мистическое действо, – что-то выплеснулось из нас обеих тогда друг на друга, и при этом никакой усталости и сожаления после не было...

Она звонила мне еще пару раз потом, но как-то все не получалось встретиться. А через некоторое время я, случайно заехав с дачи домой, услышала в трубке Анькин голос «Свет, у нас несчастье. Янку нашли...» Тут же приехала к ней, – у нее уже был в квартире как бы штаб по организации похорон, всех обзванивали, встречали приезжающих, решали, кто опознавать поедет в морг... Приехал Егор, – я видела его в первый раз, – помню свое удивление на его состояние. Я плакала периодически, душу просто разрывало на части, – такое горе какое-то для меня это было. А у него, пожалуй, самого близкого человека (за исключением отца), на лице только какая-то растерянность и чуть ли не раздражение... Помню, как мне пришлось долго убеждать его в первую очередь, что надо хоронить человека по-русски, – молодая девушка должна быть в подвенечном наряде, невестой отправиться к Богу. Никак не мог понять, – зачем? И гроб-то закрытый будет, и что это еще за мещанство такое. Плюнула, поехала, купила ткани и шила там, ночью. Еще я пыталась убедить их в том, что надо заказать в церкви отпевание, – это вообще дурью назвали, Янка мол, ни в Бога, ни в черта не верила (чушь полная, мы об этом с ней долго говорили!). Я поняла, что они ни хрена не знают, и решила сделать так как, думаю, она бы поступила. Поехала в церковь, кое-как дождалась конца службы, добралась до священника. Стала просить совершить отпевание молодой девушки, которую, может быть, убили... Вот теперь – внимание! Молодой священник спросил, как её зовут, и на мой ответ сказал, опустив глаза: «Так это ж никакое не убийство, она сама, по собственной воле, грех на душу взяла. А наша церковь самоубийц не прощает, никаких отпеваний им не положено». Я цеплялась за его одежду, тащилась за ним, что-то бубнила, что это не доказано, что я знаю, что она бы так не поступила, – ничего так и не добилась. Ушла с одной мыслью: «Откуда он, служитель церкви, знает Яну, знает официальную версию и т. д.?» Вопрос остался без ответа. А мой рассказ об этом произвел впечатление только на Аньку, остальным, по-моему, было по фиг всё. На поминках я не была, – Егор сказал Ане, что не хочет меня видеть. А потом она уехала с ним в Омск, и прожила там несколько лет...

Да, песня та была «Придет Вода». Думаю, вы поняли.

Вот, собственно, и всё, что я могу рассказать. Конечно же, жалею о том, что были целые месяцы, когда можно было встречаться, но всё куда-то откладывалось. Мы ведь всё думаем, что впереди еще несколько жизней, все-все успеем. Потом. Не могу сказать, что меня это совсем изменило, но что-то внутри щелкнуло, теперь я частенько думаю – нет, надо сделать то-то и то-то сейчас, никуда не откладывая. Особенно если это касается встреч с людьми. Другое дело, что сейчас уже этих людей всё меньше и меньше приходит в мою жизнь. Не потому, что их меньше стало, а потому что душа уже не может так распахиваться навстречу новой чужой судьбе, с такой готовностью отзываться на чужие радость и боль. Всё нужно делать вовремя. Я свое время с Янкой упустила.

А я все надеюсь с Полькой сделать Янкину «Нюркину Песню», – потому что это наша, бабья песня. Остальные – только Янкины, их никто петь не может. А эта – всем нам принадлежит, можно сказать, – народная.

Вот еще вам мои два письма к Игорю на этот счет, это мои ответы ему на письма о вашем предложении. Я просто не смогу это всё повторить...

Успехов вам, Катя. Во всем.

9-27.06.2004

 

Игорь Дружинин - журналист, познакомившийся со С. Хановой в марте 2004 г. на концерте гр. ПЕЛАГЕЯ (Светлана – мать Пелагеи и директор группы) и завязавший с ней переписку. Я попросила его обратиться к Светлане от моего имени, с просьбой написать воспоминания – прим. Е. Борисовой.

 


ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД