Янкины песни. Янке Дягилевой посвящается


Году этак в восемьдесят третьем, а может в - пятом, не помню точно, познакомилась я с Ритой.

Вся страна тогда вовсю готовилась к очередному юбилею Великой Октябрьской - звучали бравурные марши, по телевидению шли фильмы о героическом пролетариате, о революции.

Так вот. В то самое время, которое сейчас называют расцветом застоя, а мы в свое время считали временем окончательной победы социализма, познакомилась я... хотя, подождите, поясню – что значит «считали мы»? Было дано указание так считать, без глубокого анализа и с несокрушимой верой в слово партии и правительства. А кто, скажите, тогда глубоко анализировал? Времена всеобщего пофигизма, озаряемые редкими вспышками диссиденства и вольнодумства. Интеллигенция ушла в бардовско-походное подполье, растворяла себя в водке пролетарская часть общества, молодежь жила своей жизнью - разухабистой и разгульной, когда не совсем важно, – куда ты поступил и кем станешь, но очень важно было то, как ты отдыхаешь, какую музыку слушаешь, какие джинсы носишь и что, наконец, читаешь. Молодежь ездила в стройотряды, бушевала на многочисленных танцплощадках, тусовалась в рок клубах, а политику партии и правительства не то чтобы не понимала, а просто не стремилась понять. Ну, мусолят там что-то предки на экранах ТВ, ну кто предков слушает? Они, как правило, фоном проходят, так - белый шум!

Так вот, в те незапамятные времена познакомилась я с удивительной девушкой Ритой. Познакомилась, прямо скажем, при обстоятельствах, весьма соответствующих духу времени. Ее, пьяную в хлам, тащили мы с моим другом Славкой с демонстрации, посвященной очередной годовщине этой самой Великой Октябрьской революции. Присутствие на демонстрации было обязательным, как и ношение знамен и транспарантов, закрепленных за каждым, в строгом соответствии списку. Наш факультет нес «членов политбюро», плакаты с лозунгами и цветы. Портреты достались мальчикам, а нам, девчонкам, выданы были либо лозунги, со словами благодарности опять же партии и вождю, либо огромные красные гвоздики, которые вносили яркое оживление в серый ряд портретов нашего славного и очень пожилого правительства. Придумано было классно! Поскольку мы давно уже разбились по парам, и у каждого мальчика была своя девочка, то гармония серого портретного и красного гвоздичного была налицо.

Перед демонстрацией мы выпили вина, а многие и водочки. Выпили, как настоящие подпольщики, прячась за портретами вождей и стройным рядком красных гвоздик. Идти на демонстрацию без допинга никому и в голову бы не пришло. Должно же хоть что-то примирить нас с этой «обязаловкой»? Славка был самым высоким мальчиков в группе, поэтому ему достался портрет Генека – незабвенного Леонида Ильича Брежнева. Славка, вечный «хвостатый» троечник, конечно, возмущался и требовал передать портрет в руки более достойного студента Лехи Грязнова. Но, наш препод был неумолим. Леха, хоть и был, безусловно, более достоин этой чести, росточек имел небольшой, и вес его немного превышал вес самого портрета. На выносливость такого передовика и отличника учебы положиться было нельзя. Лехе была вручена гвоздика и обозначено место – рядом со Славкой. Т.е. в непосредственной близости от вождя (я Леонида Ильича имею в виду, конечно, а вовсе не Славку). Славка же, от досады, вероломно напоил бедного отличника водкой, ущемляя в закуске, – дескать: «не жрать ты сюда пришел, Леха, да и незачем тебе, тяжести я несу, значит, я и ем». Пьяный до изумления Леха на протяжении всей демонстрации норовил уцепиться за Славку, припадая к его широкому плечу. В итоге, тому пришлось не только нести тяжелый портрет, но и корректировать плечом вертикальное положение пьяненького отличника. Лехина гвоздика то и дело мелькала перед портретом, казалось, что Леонид Ильич то ли приветственно машет революционным цветком, то ли просто отгоняет мух.

Я досадовала, потому, как Леха явно занял мое место! А мне должно идти с транспарантом, на котором было написано «...едины». Первую часть лозунга «Народ и Партия...» несла девочка с параллельного курса. Звали ее Ритой. Мы были с ней повязаны общностью фразы и обещали не нарушать ее целостности (хотя бы до трибун! - как, умоляя, просил нас комсорг курса). На трибуне уютно расположились местечковые вожди и последователи «единственно правильного курса развития общества». Пройти мимо них ровно и с приветственными криками «Ура!»ыло делом чести каждого демонстранта.

Рита была немного выше меня, поэтому наша фраза преломлялась и слово "едины" иногда тонуло в красных гвоздикахоторые несли идущие впереди студентки. Рита, похоже, не первый раз уже пробовала водочку, я же до той поры не пила ее ни разу, но и кисленького «Ркацители» в объеме - стакан, хватило мне, чтобы все вокруг стало праздничным и веселым. Ритка оказалась с нами, потому что опоздала. Ее курс уже влился в стройные ряды демонстрантов, догнать их не было никакой возможности обмен мобильной гвоздики на кусок транспаранта не состоялся, ввиду вредности наших девчонок. Все они хорошо понимали, что гвоздика – это тебе не портрет и не плакат, она может мелькать хоть где, и совершенно не обременительна для носительницы. Поэтому этих гвоздиконош Славка организовал для разноски горячительного и бутербродов, а Ритка оказалась привязана ко мне «народом и партией».

Она горевала не долго, похвалила Славкины организаторские способности и, приняв очередную порцию водочки, стала громко и внятно петь песни, которые я никогда не слышала,

 

- На черный день усталый танец пьяных глаз,

Дырявых рук

Второй упал, четвертый сел,

Восьмого вывели на круг.

На провода из-под колес,

Да на три буквы из-под асфальта

В тихий омут буйной головой.

 

Пела Ритка, мотая гривой длинных черных волос и размахивая транспарантом. Славка, мой Славка, с прилипшим к нему Лехой, удивленно посмотрел в нашу сторону и подтащил Брежнева, Леху и себя поближе.

Ритка с упоением произнесла,

- А сейчас, вы все! Барррраны! Слушайте меня, вникайте в текст!

Окружающие Ритку «бараны» сгрудились вокруг нее и стали слушать,

 

- Деклассированных элементов в первый ряд

Им по первому по классу надо выдать все

Первым классом школы жизни будет им тюрьма

А к восьмому их посмертно примут в комсомол

В десяти шагах отсюда светофор мигал

Желтым светом две минуты на конец дождям

А в подземном переходе влево поворот

 

Славка, небрежно, как лопату, переложил портрет вождя на другое плечо, передал Леху-прилипалу в руки одной из «гвоздик», обнял Ритку за плечи и спросил,

- А вот эту, знаешь, сестренка?

 

- Я повторяю десять раз и снова:

Никто не знает как же мне хyёво...

И телевизор с потолка свисает,

И как хyёво мне - никто не знает.

 

Всё это до того подзаебало,

Что хочется опять начать сначала.

Кyплет печальный, он такой, что снова

Я повторяю "как же мне хyёво".

 

Ритка подняла голову и посмотрела в Славкины глаза. Я замерла, сердце провалилось куда-то и забилось испуганно. И поняла вдруг, что вот именно сейчас, здесь, в дружных рядах демонстрантов, отмечающих какую-то годовщину непонятно чего, я теряю своего Славку, и ничегошеньки не могу сделать. Они были рядом, вместе, они были одним, их объединило нечто – мне не понятное, неизвестное.

Я осталась в стаде «баранов» которому приветственные речи дикторов не мешали слушать то, что пела-кричала Ритка.

- Да здравствуют труженики Ленинского района! Ура товарищи!

Неслось из динамиков,

 

- Мы по колено в ваших голосах.

А вы по плечи в наших волосах.

Они по локоть в темных животах,

А я по шею в гибельных местах.

 

Отвечали в два голоса Рита и Славка.

- Приветствуем будущую смену – студентов-транспортников! Ура, Ребята!

Кричал диктор,

 

- Мы под прицелом тысяч ваших фраз,

А вы за стенкой, рухнувшей на нас.

Они на куче рук, сердец и глаз,

А я по горло в них, и в вас, и в нас,

 

Пела Ритка, обнимая Славку за талию, широко шагая, стараясь попасть с ним в ногу.

Я впервые слышала эти песни, которые собственно, не пела, а выкрикивала Рита, я хотела убежать, скрыться, но продолжала эту муку, оставаясь рядом с ней - разрушительницей моего счастья. Я буквально бежала рядом, и у меня была причина!

Я несла продолжение фразы, начало которой было в руках у Ритки. Мы подходили к трибунам, - толпа пьяненьких студентов, в центре которой высились портрет Брежнева и неровный лозунг «Народ и Партия едины», мы проплывали мимо трибун в окружении членов политбюро и красных гвоздик. Ритка пела свои крамольные песни, а мы, стараясь не упустить ни слова, дружно кричали «Ура!»,

 

- На дороге я валялась, грязь слезами разбавляла:

Разорвали нову юбку, да заткнули ею рот.

Славься великий рабочий народ,

Непобедимый, могучий народ!

 

Уже после, когда демонстрация закончилась, были сданы по списку плакаты и транспаранты и мы со Славкой везли пьяную Риту к ней домой, я спросила, тихонько, чтобы не услышал друг,

- Чьи песни ты пела, Ритка, свои?

- Дура ты, ничегошеньки не знаешь, а еще омичка. Это Янка – великая Янка. Янка Дягилева.

Мы оставили Риту в ее комнате, где все стены были оклеены портретами рок музыкантов, репродукциями Босха, какими-то фотографиями. Осторожно, чтобы не разбудить, закрыли дверь , торопливо попрощались со старенькой женщиной (бабушкой?), стоящей в коридоре маленькой хрущевки, и пошли домой. Собственно каждый пошел в свой дом. Со Славкой я больше не встречалась, вскоре бросила институт, вышла замуж.

А вот с Риткой встретилась как-то на одном из концертов ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. Она не признала меня, и я, к тому времени уже много узнавшая и про Янку, и про Летова, про Ника Рок-н-ролла и прочих, долго и в красках живописала ей нашу первую встречу. Ритка слушала внимательно, грустнея на глазах,

-Да-да, возможно так и было… а ты знаешь, Янка погибла, утонула.

Я не знала, не слышала еще, но, зная, что рок-н-ролл – жестокая штука, со своими правилами и традициями, спросила,

- Сама?

Ритка посмотрела в сторону музыкантов, располагавшихся на сцене, горько усмехнулась,

- Не знаю, говорят сама. Только я не верю.

Ритка посмотрела на меня, сжала мою руку,

- Знаешь, Янкин отец до последнего дня не верил, что его дочь – звезда. А на похороны столько народу пришло... он плакал.

И тихо добавила,

 

- Рассыпать живые цветы по холодному кафелю.

Убили меня - значит надо выдумывать месть.

История любит героев, история ждет тебя.

За каждым углом с верным средством от всех неудач.

 

© Copyright: Наталья Шауберт, 2005

http://www.proza.ru/texts/2005/07/05-117.html

Свидетельство о публикации №2507050117

 

Обсуждение:

 

Янка удивительная девушка.

Удивительные слова, правдивые.

Без внутреннего и внешнего ценза.

N1ke   2005/07/05 13:27  

 

"Янка удивительная девушка"... к сожалению была...9-го мая была годовщина ее смерти, а кто вспомнил?

Наталья Шауберт   2005/07/05 13:48

 

Я знаю, что 9 мая... Но все таки не "была", а "есть".

N1ke   2005/07/08 11:36

 

Вы правы, конечно!

Наталья Шауберт   2005/07/08 11:40

 

Наталья, рад что Вы снова в эфире. Мое ИМХО - Янку грех вспоминать по датам. Я ее вспоминаю когда мне очень плохо. Как ту кассету, которую дал Бананан своей девушке в к.ф. "АссА". Только у меня - компакт.

Eddie   2005/08/21 23:38

 

Дни нашей жизни похожи на страницы какой-то странной книги: чья-то неведомая рука переворачивает эти страницы, и они уже никогда не разлипаются с тем, чтобы сам человек мог найти особо одиозные из них и попытаться исправить по разуму и угрызениям своей совести. Но остается история, остается воспоминание, остается память и назидание учиться жить правильно и достойно уже сегодня, в этот самый момент.

Несмотря на тяжесть и драматизм события, описанного в данном тексте, читатель проникается лирическим оптимизмом, характерным в целом для творчества автора.

Ванечка Сермягин   2005/07/06 19:52  

 

мне не очень понравилось противопоставление советского и ... мне кажется, янку сегодня убили бы быстрее, здорово получилась середина... а как вам башлачев?

Геаутонтиморуменос   2005/07/14 15:49  

 

вспомнил, как я охранял комбинат крупнопанельного домостроения уже в постсоветское время, там висели плакаты везде, огромные, в стиле "слава кпсс", я не обращал по привычке на них внимания, но однажды вдруг увидел, что на них написано: "в рай за воротник не тянут и силой не загоняют!" и остальное в том же духе. вообще, не ожидал от вас такого рассказа...

Геаутонтиморуменос   2005/07/14 15:58

 

"противопоставление советского и ..." и чего? Не в противопоставлениях дело, а в том, что было это все - вместе, в кучу, параллельно и вдоль!И свободы, как ни странно, было больше, свободы творчества, я имею в виду,конечноогда даже попса была вполне слушаемая, не то что сейчас - все эти пупсы, голубоватые мальчики и девочки-конфеточки.

Лозунги, съезды, прочая мишура шли фоном к настоящей жизни, если ты , конечно, хотел ее, настоящую.

Ничего себе вопрос - как мне Башлачев. Начнем с того, что мы ровестники, люди одного поколения. Как, впрочем и Цой, и Наутилусы, Курехин по-моему старше, а с Летовым дружил мой друг детства и был у него дорожным менеджером (так сам летов обозвал Сергея). Панк я не очень понимаю и принимаю, я все же из Тургеневских барышень и от муз. классики к року пришла. Всегда любила ДОРЗ и ПИНК-ФЛОЙД, люблю мелодику и хорошие стихи. Саша Башлачев был удивительно поэтичен, лирик, сама искренность, его песни - дыхание. Могу о нем говорить долго и много. Он для меня Лермонтов нашего поколения.

А чего Вы от меня ожидали? Неужели в своих рассказах меня совсем нет? Почитайте "Давай помолчим". Я посвятила его дочери, которая ввела меня когда-то в мир рока и панка омского в конце девяностых.

Вы, по-моему, считаете себя кем-то единственно истину познавшим , потому и предубеждения? (ИМХО!!! Не обижайтесь!)

"Будьте мудры, как змеи и просты, как голуби".

А.Башлачев был таким. А Янка была очень честной, потому, наверное, и ушли рано. Таким жить больно.

Спасибо, что зашли.

Наталья Шауберт   2005/07/14 20:44

 

Очень точный срез времени.

Константин Смольников   2005/07/24 11:27

 

Грустно! Очень грустно!

Спасибо, Наташа! Спасибо - это моя молодость, мои песни ...моя Янка и мой Летов! Все моеое! Мое!!!!!!

Ларри.

Ларри Флинт   2005/08/15 18:08  

 

И мое, мое, мое тоже!

Я Летова еще совсем мальчишкой помню. А мой друг детства Сергеев был у оборонцев дорожным менеджером.

Рада, что зашли

Наталья Шауберт   2005/08/15 22:04

 

А я такую ее песню знаю:

 

Разложила девка тряпки на полу

Раскидала карты-крести по углам

Потеряла девка радость по весне

Позабыла серьги, бусы по гостям

 

Развернулась бабской правдою стена

Разревелась, раскачалась тишина

По чужим простым словам, как по рукам

По подставленным ногам, по головам

 

А в потресканном стакане старый чай

Не хватило для разлету старых дел

Фотографии там, звездочки и сны

Как же сделать, чтоб всем было хорошо?

 

Все что было, все что помнила сама

Смел котейка с подоконника хвостом

Приносили женихи коньячок

Объясняли женихи, что почем

 

Кто под форточкой сидит - отгоняй

Ночью холод разогнал все с Оби

Вспоминай почаще солнышко свое

То не ветер ветку клонит

Не дубравушка шумит

 

Хорошая песня, по первой от народной даже не отличишь.

А слышала я ее в спектакле режиссера Клима...

Так... что-то вспомнилась...

Savanna   2005/08/21 18:35  

 

"Нюркина песня" - действительно, очень хорошая песня, а что за спектакль? не видела. А народные песни Янка любила и хорошо исполняла.

Наталья Шауберт   2005/08/21 23:18

 

Что правда то правда, женихи вообще любят объяснять что по чем. Примерно так что они это ВСЕ и Цаца, а ты бесплатное приложение к их ...цацам и ротиком желательно. Только практика показала, что они сами очень плохо понимают что и по чем, но с пеной у рта доказывают все тоже. Но, как говориться, история нас рассудит.

Александра Трубецкая   2005/08/21 19:05  

 

Александра, Янкины песни затронули больное?

Женихи, они, как песни, разные бывают. Хороших Вам ...песен и женихов!

Наталья Шауберт   2005/08/22 01:24

 

дитя мое женихи всегда одинаковые, во всяком случае те, кто живет в этой стране.

Александра Трубецкая   2005/08/27 12:10

 

Здравствуйте Виолетта, Вулкан, Пик и все, все, все!

Что-то собираемся мы у костра все более по грустным датам и поводам. Но все-таки собираемся.

Я прочитал стихотворение и задумался о том, что слышал нечто подобное по тональности, только более надрывное и жесткое у совершенно другого человека - Янки Дягилевой. Да, та самая песня, где "... мы с тобою погуляем по трамвайным рельсам". "Ты увидишь небо, я увижу землю на твоих подошвах". Очень много очень похожего в этих двух коротких жизнях, в такие разные, но очень "холодные времена".

Eddie - 2005/08/21 15:29 •

 

Привет, Эдди! Давненько вас не было! Ну что ж, как всегда рады вам, подсаживайтесь к нашему костру.

Да уж. А повод у нас грустный. Лучшие уходят из жизни. Уходят рано. Но помнить их стихи надо. Потому что в них был свет. Которого сейчас не хватает.

Виолетта Баша   2005/08/22 02:57

 

Спасибо, Виолетта! Янка, Летов, Башлачев... Это и моя юность. Я только раз видела ее на концерте у нас в Омске, но мой друг был дорожным менеджером у ГрОб и я много слышала от него о Янке и многие ее песни мы слушали почти сразу, после их написания, даже сейчас храню кассету с ее голосом. Рада была найти у Вас живой отклик и понимание. Всего доброго!(9 мая была годовщина Янкиной смерти...)

Наташа

Наталья Шауберт   2005/08/22 03:13

 

Вот ведь парадокс. Еще лет 15 назад Янка была символом для очень многих, а сегодня только для избранных... То ли время такое - не для поэзии и мыслей, то ли - что?

Спасибо -

Михаил Владимирович Титов   2005/08/22 10:56  

 

Янка, как и многие тогда, искала свободу в душной несвободе того времени. Ярость и желание жить искренне, по правде рождали таких как она, как Башлачев. Сейчас свобода официально разрешена, и что? где он русский рок? Парадокс...

Наталья Шауберт   2005/08/22 18:47

 

Пластиковое время-то... Еда и женщины на скорую руку. Фильм такой был. Голова забита совсем не тем, чем надо бы. Какой там рок?! Что у нас вообще осталось от такого ценного, что было в людях даже при советской власти? Но это так - выплеск эмоций...

Удачи -

Михаил Владимирович Титов   2005/08/22 20:38

 

Согласна, Михаил Владимирович. А может мы брюзжим.? Когда-то Летов говорил - "нам нельзя стареть". Янка вот, так осталась молодой.

Наталья Шауберт   2005/08/23 09:58

 

Спасибо, интересный текст. Я в те годы-то хорошо, если "агу" говорить умел. Янкины вещи узнал году в 99ом.

А тут такая вот историческая ссылка.

Хорошо.

Дики   2005/08/24 02:10  

 

скорей всего действие происходило в восемдесят пятом. в восемьдесят третьем Янка еще не была так известна за пределами ее родного города Новосибирска, даже в соседнем Омске. да и песни некоторые перечисленные были написаны позже 83-го. чем мне показался этот рассказ неожиданным - это то что ведется от лица очевидца, ровесника тех культовых событий. и это очень интересно. многие на прозеу. которые что либо пишут о Летове или Янке, они из другого поколения, позднего. я и сам. в 1985 году мне было лишь 9 лет. Янку и Летова услышал только в 17 лет.

Николай Жуков   2005/09/25 16:22

 

еще просто хочу сказать. мне самому близки как-то душевно те времена 70-80-е. сам хоть и был тогда ребенком и подростком и то основное, что меня привлекает того времени я узнал только в 90-х. Я имею ввиду музыку, философию, дух тех "культовых" лет. я как бы сам оттуда. их ровесник. и люди заставшие то время и общавшиеся с ТЕМИ людьми меня привлекают. понимаете теперь какое впечатление на меня произвел ваш рассказ.

Николай Жуков   2005/09/25 16:30

 

Николай, с датами и песнями надо, конечно, разобраться. Для меня то время одним пластом историческим существует:) Что касается Летова и Янки, я была в то время посвящена в их творчество, благодаря моему другу, который был у Летова "дорожным менеджером" (вот он, действительно, мог бы рассказать много, я же делюсь больше собственными воспоминаниями и ощущениями того времени).

Вообще же, больше всего, мне всегда нравился Башлачев.

Я рада, что для вашего поколения это время тоже живо и осязаемо.

Всего доброго!

Наталья Шауберт   2005/09/25 16:54

 

Ну Башлачев и для меня выше выше всех.

Николай Жуков   2005/09/26 09:03

 

Ножом по сердцу....

сколько правды...

Янка... Великая Янка.....

ну почему все талантливые и честные уходят так рано???

я тоже не верю что она "сама".....

нет слов, одни слезы.... вчера было 17-е..... 15 лет назад....

начисто ломающий картонные стены обыденности рассказ.....

сколько правды........

----------

а Шмендру и Крыс слышали?

Товарищ Рыжик   2006/05/18 23:27  

 

Каждой птахе по плахе,

На версту по кресту,

Наше небо не ждет нас -

Мы идем в пустоту...

Так, если не переврала слова?

 

Да, про Аню Ширяеву слышала их песни с Крысом тоже, в прошлом году, когда была в Омске, - но мало. Мне очень нравится Ольга Арефьева. С удивлением обнаружила ее на фабрике звезд..? Но, "На хрена нам война" все равно впитала всеми порами...

Спасибо, Рыжик!

Наталья Шауберт   2006/05/18 23:55

 

Наталья, спасибо за Ваш рассказ-воспоминание!

Но с датами и правда путаница, понимаю, что не намеренно.

Самая первая из известных песен Янка написала в 1985 году. Это как раз "Я повторяю 10 раз и снова". А прочие цитированные в рассказе и вовсе 87-88 гг. Но все равно, спасибо Вам.

У меня есть знакомый родом из Омска, он шапочно общался с Янкой то ли в Омске, то ли в Н-ске. Буквально один раз, но запомнил ее, видимо, сильное было впечатление от личности, раз до сих пор вспоминает, хотя был тогда еще то ли школьником, то ли студентом 1-2 курса.

 


ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД