Янка. Сборник материалов

Авт.-сост.: Е. Борисова, Я. Соколов

Издательство ЛНПП «Облик», Санкт-Петербург, 2001


Это расширенное и исправленное издание книги, посвященной жизни и творчеству Янки. Первое – под названием «Янка Дягилева. Придет вода» – вышло в 1998 году полупиратским образом, без ведома и согласия авторов, в московском издательстве «Искер».

Авторы-составители книги – литературный редактор журнала «FUZZ» Екатерина Борисова и рок-музыкант, в прошлом соредактор ряда неофициальных изданий (журнал «Осколки», газета «Порог») Яков «Я-Ха» Соколов – поставили перед собой трудоемкую задачу: на основе разного рода источников показать Янку – человека, музыканта и поэта, разобраться в ее личности, исправить ошибочные мнения.

Книга состоит из пяти разделов. Первый включает тексты и стихи Янки, не вошедшие в книгу «Русское поле экспериментов», письмо Ирине Летяевой... Как известно, Янка не любила давать интервью. Все же двум авторам проинтервьюировать ее удалось (см. с. 12).

Раздел «Прижизненные публикации» удручает своей мозаичностью и малоинформативностью: обилие газетных сообщений и фестивальных хроник, в которых имя Янки упоминается вскользь... Множество имен, известных и не очень, за которыми самой Янки почти не видно... Выдержки из интервью Егора Летова... Все это можно пробегать глазами по диагонали. Некоторые материалы воспроизводят атмосферу конца 80 – начала 90-х с таким ее атрибутом, как столкновения рок-музыкантов с гопниками, комсомольскими работниками и представителями правопорядка.

Хочется особо выделить две статьи, которые лично меня порадовали – «Пять восторгов о Янке» Екатерины Пригориной (с. 32-35) и «Ракушка-жемчуг» Марины Тимашевой (с. 49-51) – своеобразные попытки субъективного осмысления Янкиного творчества.

Третий раздел, «Посмертные публикации», оказался более интересным. Некрологи. Скупая (но не более чем достаточно) информация о фестивалях памяти Янки... И – множество аналитических материалов, требующих медленного, вдумчивого чтения. Великолепная статья Марины Тимашевой «Нам остались только сбитые коленки... или Здесь не кончается война, не начинается весна, не продолжается детство...» (с. 156-159); работа Марины Кудимовой «Янка-вопленица» (с. 190-201). Отрадно, что творчество Янки становится предметом научных исследований. В числе таковых – «Исследование о Янке» петербургской писательницы Елены Хаецкой (с. 215-219), эссе Павла Шилова «Цветопись» о значении цвета в поэтике Янки (с. 240-252), статья А. С. Мутиной «Выше ноги от земли, или Ближе к себе» о некоторых особенностях фольклоризма в творчестве Янки (с. 255-259). Интересно наблюдать, как различные авторы по-разному интерпретируют содержание одних и тех же Янкиных песен, относя ее творчество то к панку, то к пост-панку, то к фолку, то к бард-року...

Нашлись и люди, пожелавшие погреться в лучах славы Янки, о чем свидетельствует материал Владимира К. «Слово покаяния» (с. 226-227). Ну, прямо готовый сюжет для боевика! Что это – погоня за сенсационностью?..

Самый большой и интересный раздел книги – «Воспоминания» – содержит интервью и мемуары музыкантов, журналистов, звукорежиссеров, просто людей, близко общавшихся с Янкой. Особо хочется выделить воспоминания Станислава Ивановича Дягилева – отца Янки, который с пониманием относился к творчеству дочери, принимал образ жизни ее друзей (с. 273-291). Живой интерес вызывают воспоминания независимого журналиста, в прошлом директора группы БОМЖ Сергея «Джекла» Глазатова, плавно переходящие в философско-культурологический анализ факторов, которые определяют популярность Янки, Егора Летова, БГ, отечественного рока в целом (с. 308-317).

Последний раздел, «Дискография», послужит хорошим подспорьем для коллекционеров-меломанов. Студийные и концертные записи, квартирники и компиляции (в том числе и не изданные); подробные аннотации, рецензии и выдержки из статей, опубликованных в периодической печати...

Огромное количество черно-белых фотографий, большинство которых ранее не публиковались; Янкины автографы и рисунки...

Недостоверная информация опровергается в примечаниях. Но, как любому энциклопедическому изданию (а «Янка» принадлежит именно к таковым!), книге не удалось полностью избежать опечаток и ляпов – пусть незначительных. Например, перепечатывая рецензию на альбом «Продано!» из «МГ», составители ошибочно прочитали псевдоним ее шеф-редактора как вопрос «OK?» (с. 545)... Впрочем, как говорили древние, наши недостатки есть продолжение наших достоинств.

Пытливых исследователей отечественного рока (к числу коих относится и Ваш покорный слуга) ожидают интересные находки. Если кто-то, прочитав книгу, захочет отыскать изданные и неизданные альбомы, концертники и квартирники Янки, – задача книги будет выполнена процентов на 50. А быть может, кто-то откроет для себя новую Янку, – и она выйдет из «второго ряда»... Очень хочется на это надеяться.

Наиболее полно и точно значение книги оценил один из ее героев, Ник Рок-н-Ролл: «...она необходима тем, кто когда-нибудь, возможно, будет писать об этом Слове. Когда Слова не будет, – а все идет к этому, – когда эмоций не будет, – все еще хорошо вспомнят, что были такие люди, которые издавали вот это самое. И вот Яна сейчас бы очень обрадовалась тому факту, что кто-то ее узнаёт и сегодня, это же очень необходимо. Это можно говорить: «Да ну! Да Яне слава не нужна!» Ни фига подобного» (с. 527). Подписываюсь под каждым словом!

 

Г. Шостак

«Музыкальная газета» (Минск), № 20(317), 21 октября 2003 г.

 


ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД