КНИГА О ЯНКЕ: ПАМЯТНИК, НО НЕ МЕМОРИАЛ


В 2001-м минуло десять лет со дня смерти рок-певицы Яны Дягилевой. В 2001-м ей исполнилось бы тридцать пять. Но выход книги, которая называется «Янка», не был приурочен ни к той, ни к другой дате.

 

Книгу ждали в Петербурге и других городах еще в мае прошлого года, а вышла она только поздней осенью; первая же, полупиратская ее версия «Придет вода» была издана в Москве в 1998-м. История такова: неопытные в суровом бизнесе составители – питерские рок-журналисты Екатерина Борисова и Яков Соколов (последний еще и рок-музыкант) не подозревали, что напуганные памятным августовским «долларовым переворотом» издатели поспешно выпустят книжку без их ведома и в незаконченном виде. Оправившись от потрясения, коллеги обнаружили, что недоношенный ребенок встречен околомузыкальной общественностью бурно: кем – на ура, кем – в штыки. Решено было все же довести дело до конца. Результат – 700-страничный том, включивший в себя дайджест прижизненных и посмертных газетных и журнальных статей о Янке, 50 интервью, взятых у ее близких (на особицу – беседа и ее отцом Станиславом Ивановичем Дягилевым) и просто у тех, кто запомнил Яну живой; полную дискографию всех ее альбомов, изданных и нет, редчайшие фотографии, автографы и даже Янкины рисунки.

 

Екатерина Борисова рассказывает:

– Хотя книга адресована в первую очередь тем, кто любит Янку, очень хочется, чтоб кто-то с нашей помощью открыл ее для себя... Я не воспринимаю Янку как персонаж трагический. Как человека трагической судьбы – да, но это совсем другое дело. Не считаю, что имя Янки – символ трагедии, не разделяю расхожего мнения, что вариантов не было, что, живи Янка сейчас, ей не нашлось бы места на современной рок-сцене. Наша книга – это памятник, но не икона и не мемориал, не житие мученицы русского рок-н-ролла. Сейчас книга уже получила определенный резонанс, и нас часто спрашивают, не стоит ли подготовить третье, еще более полное издание. Мы думаем, – не стоит. Картина, «нарисованная» в книге, достаточно подробна и полна, представление о Янке как о человеке и музыканте дано, и очередные свидетельства могут, конечно, добавить какие-то интересные детали, «штрихи к портрету», но вряд ли кто-то скажет что-то принципиально новое. Разумеется, это не значит, что тема исчерпана... В Интернете есть сайт о Янке. Материалы, которые попадут нам в руки, мы будем пересылать туда.

 

А вот что говорит Яков Соколов:

– Очень странно, что мысль о таком сборнике пришла в голову нам, не общавшимся с Янкой непосредственно, а никто из более-менее близких ей людей – и никто из людей, специализирующихся на подобного рода изданиях, – не взялся за данную тему. А начиналось всё с примитивного информационного голода. Были песни, были слухи, были статьи какие-то разрозненные – хотелось представить себе, каким человек был во плоти...

 

Все тщательно продумано, вплоть до оформления – так, для обложки сознательно выбран белый цвет. Специально для того, чтобы не вызывать у читателя погребально-суицидальных настроений. Составители книги не считают, что чья-либо жизнь может быть иллюстрацией лозунга. Пусть даже звучащего красиво, – «Жить быстро, умереть молодым». Кропотливо, по крупицам  собирался реальный образ реальной земной девушки, написавшей всего-то неполных три десятка песен, которые стали классикой русской рок-поэзии, – да и просто поэзии, без приставки «рок».

 

Анна Сусид

«Вечерний Петербург», 13.07.2002

 


ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД