Янка Дягилева

Марафон разрушителей или Панк-рок-фестиваль в Тюмени

В последние июньские дни в Тюмени проходил Все­союзный фестиваль альтернативной и леворадикальной музыки. Он организовывался тюменским городским рок-клубом, который существует при МЖК, и задумывался, как всесоюзный фестиваль рок-групп, играющих в стиле «панк». К сожалению, не приехали многие анонсированные участники: таллиннская АНАНЮМНЯ, ЧУДО-ЮДО и УКСУС БЭНД из Москвы, ленинградский АУ (АВТОМАТИЧЕСКИЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛИ), «Полковник» (Горький). У читателей, наверное, возникнет вопрос: а кто же тогда участвовал в фестивале? Тюменские «КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ, ПИФАЙФ, КООПЕРАТИВ НИШТЯК, Коля «Рок-Н-Ролл», новосибирские ПУТТИ и БОМЖ (БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА), ТИНА из Казани, ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА из Омска, а также две сборные группы АССОЦИАЦИЯ ПЫХ и ВЕЛИКИЕ ОКТЯБРИ (обе составлены из музыкантов Тюмени, Омска и Новосибирска). В общем, по-моему, фестиваль получился зональным.

Во вступительном слове председателя рок-клуба было сказано, что за Тюменью закрепилась репутация столицы панк-рока. Хотя, по-моему, это не совсем так – скорее, Тюмень сдавала экзамен на право быть такой столицей. И неудачно: полным зал в ДТиК Нефтяников не набирался ни разу, даже на заключительном гала-концерте. А особенно это было видно на концерте ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, откуда публика, не выдержав, повалила задолго до конца. Хотя солист очень реально изображал сумасшествие.

Итак, день первый. Забегая вперед, скажу, что ПУТТИ (в переводе – ангелочек*) про­извела самое сильное впечатление. Здесь было все: и текстовка, и мелодизм (чего не хватало остальным), и яркий лидер, делающий шоу и обладающий сильным вокалом. Но особенно всех поразили его «генеральские» шорты (семейные синие трусы до колен с красными лампасами) в сочетании с портупеей. На «ура» публикой был принят гимн в честь М. С. Горбачева «Я Люблю Сергеича».

У ИНСТРУКЦИИ местами были неплохие тексты, злободневные, например «Афганский Синдром», но очень монотонное инструментальное сопровождение.

ПИФАЙФ выступал третьим, и казалось, что это ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ сменила название и продолжает концерт, так как в музыке не было никакого различия, к тому же она забивала голос солиста, и до публики доносились только отдельные слова, на которые делался акцент, типа «дерьмо». На этот счет у меня есть мнение: оттого, что ты через слово будешь произносить слово «дерьмо», текст не станет «панковым». Отчетливо у ПИФАЙФ прозвучала лишь баллада о свободе секса – «приведи мне свою подругу, а я подарю тебя лучшему другу». Солист Олег Цирук по имиджу – бледное подобие Кости Кинчева. Общее впечатление от первого дня (за исключением ПУТТИ) – очень однообразный, монотонный инструментал, ударяющийся в хард, лишенный мелодии, текстов не слышно. Тут, видимо, и «заслуга» звукорежиссера, и малые возможности аппаратуры. Кстати, одна из острот первого дня – «не знаю, чего меньше: публики в зале или аппаратуры на сцене» – принадлежит группе ПУТТИ.

День второй начался с КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ. Хотя, как сказал ее лидер, у них появился новый басист, и РЕВОЛЮЦИЯ, возможно, стала менее «культурной». Но опасения, мне кажется, были напрасными, – все было культурно и даже, можно сказать, революционно. К тому же «революционеры» побеспокоились о качестве звучания вокала, и можно было расслышать практически весь текст. Правда, КР, так же, как и многие другие группы, включила в свой лексикон слово «дерьмо», но что поделаешь – видимо, это «самое» панковое словечко, и без него никуда. А, в общем, это была группа уровня ПУТТИ – чуть меньше шоу, но зато чуть более серьезные тексты.

После РЕВОЛЮЦИИ начался «террор» – на сцену вышла казанская группа ТИНА (вот не знаю – это в честь рок-бабушки Тины Тернер или от названия мерзкой травки, что растет на болоте. Учитывая, что группа играет панк-рок, видимо – второе). По ходу действия на сцене появлялся парень колоритного вида – бритоголовый, но с конским хвостом на затылке – и делал шоу, то есть имитировал драку с участниками группы (это очень здорово напомнило о враждующих казанских группировках молодежи). Солисты терзали микрофоны и два вывели из строя, так что ТИНА зарекомендовала себя разрушителем. О музыке что-то сказать затрудняюсь, хотя сак­офон и вносил разнообразие. ТИНА покинула сцену, уступив место техникам, которые стали «зализывать раны» на аппаратуре.

Дальше были тюменский КООПЕРАТИВ НИШТЯК, вновь ПУТТИ и ПИФАЙФ, бурно встреченный энтузиастами, но, по-моему, такую радость не заслуживший.

У «кооператоров» из НИШТЯКА был своеобразный инструментал, так как они использовали скрипку и флейту. Правда, звучание опять не было сбалансировано, и инструменты «забивали» голос вокалиста. КООПЕРАТИВ отработал ударно, потому что в этот же вечер уезжал на гастроли в Свердловск. Группу усилили два человека из КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ.

День третий. БОМЖ. Честно говоря, от них я ожидал большего, памятуя о выступлении группы на всесоюзном фестивале в Подольске. А так – исполнение того же уровня, что и у всех, исключая ПУТТИ и КУЛЬТУРНУЮ РЕВОЛЮЦИЮ, которые на этом фестивале выделялись в лучшую сторону.

ВЕЛИКИЕ ОКТЯБРИ. Запомнилась солистка, аккомпанирующая себе на ритм-гитаре. Было мило смотреть, как она растерянно-наивно улыбалась в ответ на аплодисменты, щедрые, от души. Хорошие тексты, язвительные.

АССОЦИАЦИЯ ПЫХ, по-моему, ничего особенного собой не представляет. Может быть, что-то оригинальное было в текстах, но их не было слышно. В двух композициях на сцену выходила солистка, которая демонстрировала не возможности вокала, а несгибаемую мощь голосовых связок.

Последним выступал Коля «Рок-Н-Ролл», который вызвал у публики и резко положительные, и резко отрицательные эмоции. От «он над нами издевался...» до «парень-динамит». Недовольство он вызвал и у бывших до этого невозмутимыми сотрудников, отвечающих за порядок на концертах, но не словами, а вульгарно-рискованными жестами.

На этом трехдневный марафон закончился. Остались лишь заключительный гала-концерт всех участников и награждение победителей. Как такового, жюри на фестивале не было, после каждого концерта зрители голосовали за ту или иную группу своими входными билетами и иными не громоздкими предметами, опуская их в ящик с названием полюбившейся группы.

Из предосторожности на гала-концерте ТИНУ нужно было, очевидно, выпустить последней, чтобы все могли отыграть, но оргкомитет не рассчитал. ТИНА вышла второй и вновь стала демонстрировать «террор». Один микрофон опять сломался, а басист ТИНЫ, имеющий кличку «Кирпич» и имидж наемника – берет, темные очки, бриджи и фляга в чехле на поясе – пару раз внушительно врезал грифом баса по колонкам, вцепившись в струны, словно в волосы, протащил гитару по полу, как неандерталец наложницу, а в завершение и вовсе швырнул на пол, закрутив в воздухе пропеллером.

Приз зрительских симпатий подучила КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. Мне кажется, вполне заслуженно, хотя у ПУТТИ было столько же шансов.

Приз городского рок-клуба «За беспредел» вручили Коле «Рок-Н-Роллу». Действительно, его выступление было самым экспансивным, что говорится – на нервах.

Свой приз Ленинский райком ВЛКСМ решил никому не при­суждать. И тут он крупно проиграл – не потому, что не вручил его, а потому, что не объяснил причину невручения.

Впечатления в общем? Я думаю, каждый получил от фестиваля то, что хотел. Группы высказали свою точку зрения на мир и на развитие рок-музыки. Кто захотел «пооттягиваться», получил такую возможность. Вот только, может быть, я не получил ответа на вопрос – что же такое советский панк-рок. Все ли на фестивале было в стиле панк и существует ли панк-рок только именно таким, каким он был на фестивале? Поэтому я за повторение такого фестиваля, только действительно всесоюзного.

И не только за проведение фестиваля панк-рока. Почему бы не ровести фестиваль прогрессивного рока с участием, например, ДДТ и НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА? И почему бы рок-клубу не постараться собрать хотя бы для гастролей в Тюмени бывших участников свердловской группы УРФИН ДЖЮС? А вообще рок многолик, и я уверен, что в этом году тюменцы встретятся со многими рок-группами.